22.05.2022

Кризис переходного возраста

кризис переходного возраста

Практически все родители подростков сталкиваются с кризисом подросткового возраста.  Однако, далеко не каждый отдает себе отчет в том, что же это такое, и что с ним делать. Давайте разберемся, что же такое кризис переходного возраста, и как помочь своему ребенку его преодолеть.

Прежде, чем говорить о подростковом кризисе, следует сначала разобраться с тем, что же такое кризис сам по себе. Мы постоянно пользуемся этим словом, дабы описать себе или окружающим свое текущее состояние. Экономический кризис, говорим мы, описывая финансовое положение, или творец говорит, что у него кризис идей, а еще многие переживают кризис самоопределения, существует кризис среднего возраста, а также кризис веры. Само слово кризис настолько плотно вошло в нашу повседневность, что кажется, что оно не требует дополнительных пояснений. Однако, как показывает практика, именно с самыми очевидными словами и понятиями больше всего проблем и недопонимания.

Для того, чтобы определить, что же такое кризис, следует выявить те общие, сходные черты, которые присутствуют во всех перечисленных нами типах кризисных ситуаций.

И так, что же общего между финансовым кризисом, кризисом самоопределения, кризисом идей, кризисом среднего и, наконец, кризисом подросткового возраста?

Одной из главных определяющих черт кризиса является состояние неудовлетворенности и дискомфорта. Ведь отсутствие идей превращается в кризис только тогда, когда это состояние становится для нас дискомфортным. Дискомфорт-  это не просто какое-то неудобное состояние или положение. Кроме собственно неудобства, имеется еще одна не менее важная характеристика – напряжение.

Напряжение ввиду дискомфорта есть вторая характеристика кризиса. Ведь без напряжения по поводу недостачи денег их отсутствие -просто неприятное состояние недостачи денежных средств. В финансовый кризис эта недостача превращается только тогда, когда по этому поводу большое количество людей, организаций, институтов начинают испытывать напряжение.

Еще одной характеристикой кризиса является состояние неопределенности или неизвестности. Именно это состояние и порождает тревогу, поскольку тревога есть эмоциональная реакция на ситуацию неопределенности/неизвестности.

Итак кризис – это дискомфортное состояние напряжения и тревоги, обусловленное ситуацией неопределенности/неизвестности. В зависимости от того, в отношении какой ситуации человек испытывает дискомфорт и какую ситуацию он определяет как неопределенную или неизвестную, о таком типе кризиса мы и будем говорить. Если это состояние дискомфорта в отношении работы (при наличии всех остальных признаков) – то мы имеем дело с профессиональным кризисом, если это состояние обусловлено личностными особенностями, то мы говорим о личностном кризисе, или кризисе самоопределения. Если дискомфортные ощущения вызваны особенностями семейной жизни, то мы будем говорить о кризисе семейной жизни.

Кризис переходного возраста чаще всего включает в себя элементы всех этих кризисов. Здесь и дискомфорт и неуверенность вызванные незнанием или неумением того, как выстраивать романтические отношения, здесь и кризис профессиональный – вопрос о том ,кем быть дальше. В то же время кризис подросткового возраста- это и личностный кризис. Взрослеющий человек вынужден отвечать на вопросы о себе самом: кто я, какой я, для чего я нужен, что мне делать, в чем смысл жизни и так далее ,сотни, если не тысячи вопросов. И дело здесь не в том, что кто-то пришел и поставил все эти вопросы перед подростком, они возникают сами. И каждый человек вынужден дать на них ответ для себя самого и о себе самом.

А подросток сталкивается с этими вопросами впервые, и они со всей ожесточенностью требуют от него ответа. А в школе нет предмета «кто я такой» или «как разобраться в себе».

Взросление – это процесс формирования или обретения человеком качеств взрослого человека. На самом деле  у взрослого человека есть всего три основных качества, которые отличают его от невзрослой, незрелой личности.

И эти качества – ответственность, самодостаточность, способность быть счастливым. Если этих качеств нет, то человека нельзя назвать взрослой, зрелой личностью.

В зависимости от типа нервной системы, особенностей темперамента и того, над каким качеством, и какими вопросами разбирается подросток, кризис переходного возраста может проходить по трем основным сценариям.

Кризис подросткового возраста «Бунтарь»

Первый, самый яркий и понятный для родителей и взрослых способ переживания ребенком кризиса переходного возраста- это поведение по типу «Бунтарь». При таком типе поведения и взаимодействия с людьми подросток начинает дерзить, не соглашаться с позицией старших, он не только имеет на все свое собственное мнение, но и открыто его выражает. При развитии отношений по такому типу существует большая вероятность того, что доверие между детьми и родителями исчезнет, авторитет родителя будет утрачен.

В этот период ребенок формирует у себя самодостаточность – эмоциональную и психологическую автономию от других людей и способность самостоятельно принимать решения. Подросток заявляет о себе уже не как о ребенке, но как о взрослом, человеке, у которого есть свое собственное мнение, с которым стоит считаться. Ему уже нельзя просто так навязать свое собственное мнение, можно предложить альтернативную точку зрения, которую при этом необходимо весьма обстоятельно объяснить.

Основные конфликты при данном типе переживания ребенком кризиса переходного возраста связаны как раз с тем, что родители не признают за ребенком права на самостоятельность, и вместо того, чтобы предлагать варианты для решения, дают уже готовое решение, которое чаще всего не объясняется. Ребенок воспринимает эту ситуацию  как посягательство на собственное я, на способность к самостоятельному принятию решений.

Кризис переходного возраста по типу «Апатия»

Второй сценарий проживания ребенком кризиса подросткового возраста — это проживание по типу «Апатия». Проявления кризиса подросткового возраста по этому типу заметить достаточно не сложно. Ребенок утрачивает интерес к тем занятиям, которым раньше увлекался. Это может проявиться и в ухудшении успеваемости в школе, в смене кружков, секций. В это время ребенок решает сложный вопрос поиска себя самого. Поэтому некоторые виды деятельности, которыми он занимался ранее, могут быть отринуты как несостоятельные, либо как не соответсвующие собственной индивидуальной натуре.

Опасность переживания кризиса переходного возраста по данному типу заключается в том, что если ребенок не сможет найти смыслообразующий ответ относительно себя самого и собственной жизни, то в результате он сформируется как апатичный, пессимистичный человек со склонностью к депрессивныму реагированию, а также не имеющий и намека на осознанность и целенаправленность в отношении себя самого и своей жизни.

Пожалуй, самое большое заблуждение родителей подростков заключается в том, что если мама и папа не видят признаков кризиса, то его нет.  И это действительно заблуждение. Кризис, т.е. состояние дискомфорта, напряжения, неизвестности, неопределенности и тревоги переживают все без исключения подростки. Сам процесс взросления – это дискомфортная, напряженная, неопределенная ситуация. Тревога здесь просто неизбежна.

При варианте «Тихий» кризиса переходного возраста внешних признаков того, что ребенок этот самый кризис переживает  нет. Либо родители попросту не замечают эти признаки. Самая большая опасность при таком варианте в том, что ребенок остается со своими вопросами  один на один. И до каких ответов он может дойти – большой вопрос.

Что же могут сделать родители, чтобы помочь своим детям преодолеть кризис переходного возраста?

Первое – это отношение к ребенку как ко взрослому. Принятие того факта, что он может принимать решения самостоятельно. Он имеет право на ошибки, он несет ответственность за собственные ошибки.

Второе – признать, что вы не «идеальные родители», а просто люди, которые также имеют право ошибаться и могут признавать свои ошибки.

Если вы будете выполнять эти два не сложных условия, то кризис переходного возраста для вас и вашего ребенка пройдет максимально комфортно.

Если вы столкнулись с проблемами в воспитании и хотите их решить — приходите на консультацию. Узнайте подробнее о том как проходит консультация семейного психолога. Я консультирую онлайн и в офисе в Минске.

О том, как взаимодействовать со своим ребенком читайте в книге «Другой взгляд на воспитание»

Подписывайтесь на мой телеграм канал о психологии семейных отношений «Бодиков pro отношения»