ТОП 10 причин, по которым  психолог может отказать в дальнейшей работе. 2


z006В интернете можно найти множество статей и рекомендаций по поводу того, как найти своего психолога, какими критериями стоит руководствоваться при выборе, на что следует обратить внимание. Но бывают ситуации, когда психолог отказал вам в работе с вами.

Практически в каждой из этих статей есть приписочка, что если вам не комфортно работать с психологом, то лучше поискать другого, «своего» специалиста. Кажется, что все логично, вам оказывается услуга, и вы вправе получать ее (услугу) в комфортной для вас форме и от человека, который вызывает симпатию.

Зная все это, некоторые клиенты неподдельно удивляются, когда оказывается, что и психолог может также отказаться от клиента. Некоторые клиенты не готовы к тому, что их тоже могут (О, Боже) «отвергнуть» и отказать в дальнейшей работе.

Сразу стоит оговориться, я не говорю, что так поступают все психологи, и уж тем более я не претендую на объективность в освещении всех возможных причин. Я расскажу о тех причинах, по которым именно я  могу отказать вам в дальнейшей работе после проведения первой консультации.

1. Проблема, с которой вы обращаетесь, выходит за рамки профессиональных интересов психолога. К примеру, я как семейный психолог работаю с различными проблемами и особенностями семейных взаимоотношений, воспитанием детей. Также я работаю с ощущением счастья, самодостаточностью, уверенностью в себе, способностью принимать решения, ответственностью.

При этом я стараюсь не работать с переживаниями горя и утраты, посттравматическими расстройствами. Категорически не работаю с  нарушениями пищевого поведения, фобиями, зависимостями и т.п. 

Обычно запрос, с которым обращается клиент, уточняется на этапе записи, но в редких случаях бывает, что клиент заявляет об одной проблеме при записи, на приеме говорит  совсем о другом. В таком случае вы просто ошиблись специалистом, о чем вам и будет сообщено.

2. Общее видение ситуации и порядка ее исправления у психолога и клиента расходятся. Клиент пришел со своим уже сложившимся мнением на ситуацию и не готов услышать что-то новое или отличное от его собственного видения. (Например, клиент хочет услышать подтверждение конкретной теории – не факт, что специалист ее разделяет).

3. Клиент пришел для самоутверждения за счет психолога. «Спорщик» любит показать, что он много чего знает, что он круче, что на все имеет свое мнение. Вы что, действительно думаете, что мне больше заняться нечем, как меряться с кем-то размером своего эго???

4. Клиент пришел оценить психолога, чтобы потом принять решение, удостоить ли последнего снисхождением до совместной работы и хоть какой-то активности. Уважаемые, ваше обращение ко мне предполагает нашу с вами совместную работу, я не паяц, чтобы развлекать вас целую консультацию и работать за себя и за вас. Вы уверены, что к тому моменту, когда вы решите продолжить работать со мной, я приму такое же решение?

5. Те, кто считают, что все их проблемы, которые зачастую складывались годами, можно решить за два часа. Я-то вам решение за два часа дам, а вот сможете ли вы следовать ему всю оставшуюся жизнь? Вот видео в тему.

6. Те, кто приходят, чтобы научиться манипулировать другими «как заставить его (ее) вести себя по-другому?»  — это не ко мне. Мы можем менять поведение других людей, но оно меняется как реакция на изменения в нашем собственном поведении. Поэтому, если вы не готовы менять свое поведение, то нам не по пути.

7. Те, кто приводят вторую половину для того, чтобы он (она) изменился, все понял и т.п. Я глубоко убежден в том, что семейные отношения – это совместный танец, в нем не бывает прав кто-то один, равно, как и ошибки совершаются обоюдно. И мы можем изменить только себя, мы не можем изменить другого.

8. Те, кому нужен третейский судья. Для того, чтобы услышать мнение со стороны, не обязательно обращаться за этим мнением к психологу. Моя задача- помочь вам решить проблему, а не переложить груз ответственности и чувство вины только на одного из партнеров. Вы уверены, что вы действительно хотите услышать то, что я думаю о вас и вашей ситуации???

9. Вы не уверены в том, что в вашей ситуации вам можно помочь; в том, что вам вообще нужна помощь, и в том, что именно я смогу вам помочь. Такие клиенты обычно начинают сношать мозг еще до обращения — это куча вопросов, по сути похожих на допрос. Такие потенциальные клиенты уточняют все: возраст; вес; опыт работы; количество детей; какой брак по счету; какого цвета аура; религиозные предпочтения; уверен ли я в том, что смогу помочь и т.д. и т.п. Отвечаю сразу и по-существу:

А) Это вы решаете ко мне обратиться, а не я набиваюсь вам в психологи. Если не уверены, что хотите обратиться именно ко мне – не теряйте время, ищите того, к кому у вас не будет столько вопросов. Как показывает практика, именно такие клиенты чаще всего не приходят и даже не удосуживаются перезвонить и предупредить об этом. И даже после первого обращения, скорее всего, я сам откажусь с вами работать.

Б) Вся информация, которая вам может дать представление обо мне, есть на моем сайте. Если какой-то информации там нет, значит, я не считаю, что ею необходимо делиться, и по телефону я тоже ее рассказывать не стану. Если вам лень просто почитать, что написано на соответствующих вкладках, почему вы думаете, что мне не будет лень с вами работать?

10. Если после вопроса о том, согласны ли вы общаться на «Ты», я слышу «нет», дальше мы работать не сможем.

Мне странно представить, что клиент может делиться какими-то глубокими и сильными переживаниями, и действительно прислушиваться к мнению человека, который в психологическом плане находится на дистанции «Вы». Я работаю со всеми своими клиентами только обращаясь на «ты», и того же прошу от них, и мне все равно, кто это – 9 летняя девочка, или 72 летний мужчина.

Если вы решили обратиться ко мне, равно как и к другому психологу, не забывайте, что специалисту тоже должно быть комфортно работать с вами, и у него также могут быть свои правила и принципы в работе.


Оставьте комментарий

Войти с помощью: 

2 мыслей про “ТОП 10 причин, по которым  психолог может отказать в дальнейшей работе.

    • Максим Бодиков

      Понимаете, Лариса, тут срабатывает один интересный момент: обращение на «Вы» создает некоторую дистанцию, которая будет мешать в работе. Если в течение нескольких встреч клиент не готов ее преодолеть, то эффективность работы будет значительно ниже. Поскольку мы не работаем с одним клиентом несколько лет, то этот показатель является весьма существенным. Это в психотерапии при средней длительности работы 2-3 года можно позволить потратить 10 — 15 встреч на установление контакта и доверия. У нас весь процесс от начала до завершения может ограничиться 3 сессиями. Поэтому неготовность клиента преодолеть дистанцию мы рассматриваем, как одну из причин отказа в дальнейшей работе.