Как сформировать здоровую самооценку у ребенка.


Человек со здоровой самооценкой доброжелательно относится к себе и другим. Не сравнивает себя с кем бы то ни было. Не стремится любой ценой понравиться окружающим. Не делает трагедии из своих промахов и неудач, а анализирует свои ошибки и продолжает путь к цели. Не страдает от чужих успехов и достижений. Ровно и уверенно общается с людьми вне зависимости от их социального статуса и положения. Не чувствует себя виноватым, отказывая кому-либо в просьбе, в том числе близким.

Самооценка формируется в детстве, на базе оценки родителей. Как мать и отец влияют на самооценку ребенка? В чем опасности завышенной и заниженной самооценки? Легко ли научить ребенка адекватно оценивать свои качества и возможности? На вопросы портала interfax.by ответил семейный психолог Максим Бодиков. 

самооценка у ребенка

Виды самооценки

– Самооценка – это оценивание человеком своих личных качеств, способностей, личности в целом. Она может быть общей и конкретно-ситуационной. Общая самооценка не зависит от внешней среды. Конкретно-ситуационная обусловлена конкретным успехом-неуспехом и перепадами настроения. Итого у нас получается 4 вида самооценки: общая оценка личных качеств, общая оценка способностей, ситуационная оценка качеств, ситуационная оценка способностей.

Завышенная самооценка лучше заниженной, но хуже адекватной

– Здоровая самооценка, конечно, лучше неадекватной – заниженной или завышенной. Преимущества адекватной самооценки в том, что человек имеет верное представление о своих сильных сторонах и может использовать их максимально эффективно. В то же время он знает, каких качеств или способностей ему недостает, и избегает ситуаций, в которых его ждет неминуемый провал.

При неадекватной самооценке люди сталкиваются с несоответствием собственной оценки своих качеств и способностей с требованиями действительности. Так, человек с заниженной самооценкой даже не пытается проявить себя там, где вполне способен добиться успеха. А человек с завышенной самооценкой просто терпит неудачу в делах – страдает сам и, возможно, заставляет страдать других.

Если сравнивать виды неадекватной самооценки, то для ребенка меньшим злом будет завышенная:

есть вероятность, что после столкновения с действительностью она станет адекватной. При заниженной самооценке подобная метаморфоза невозможна, поскольку ребенок изначально уверен, что не способен преуспеть в чем-то, и бездействует, избегает ситуаций, в которых может найти себя и получить признание окружающих.

За самооценку ребенка в ответе прежде всего родители

– Формирование адекватной или неадекватной самооценки у ребенка в первую очередь – и больше всего – зависит от родителей. Так, если взрослые, глядя на детские каракули, восторженно восклицают: «Гениально! Ты будущий Пикассо или Шагал!», то доверчивый ребенок будет считать себя великим художником – до тех пор, пока специалисты не дадут его «творчеству» надлежащую оценку. В то же время родители, постоянно внушающие ребенку, что он ни на что не способен, непроходимо глуп, отбивают у него всякую охоту проверять, соответствует ли это действительности. Зачем, если мама и папа уже вынесли вердикт? Ребенок будет из кожи вон лезть, чтобы соответствовать их ожиданиям, – предупреждает психолог.

самооценка у ребенка

Если вы хотите, чтобы у вашего ребенка была адекватная самооценка, учитесь видеть его сильные и слабые стороны. Однако имейте в виду: у родителей глаз нередко «замылен», поэтому прислушивайтесь к мнениям других взрослых. Часто бывает, что о наличии у ребенка каких-то качеств говорят воспитатели, учителя, тренеры.

Что предпринимать родителям с неадекватной самооценкой?

– Зависимости между самооценкой родителей и детей нет. Адекватная или неадекватная самооценка не передается генетически. Но мама и папа могут повлиять на самооценку ребенка неумелой/неправильной критикой или неадекватными для ребенка попытками его подбодрить. Например, часто родители пытаются мотивировать ребенка к достижениям, сравнивая его с другими или намеренно говоря «у тебя ничего не получится» – в расчете, что ребенок начнет доказывать маме и папе, что они не правы. Такое поведение влияет гораздо больше, нежели демонстрация родителями собственной самооценки.

– Родителям с заниженной или завышенной самооценкой важно корректировать свое поведение – на их самооценку оно может повлиять, а может и не повлиять.

А вот на самооценку ребенка повлияет 100%, ведь оценка себя у маленького человека формируется на базе оценки родителей, – объясняет Максим Бодиков. – Нельзя требовать от ребенка то, что он дать не может. Не нужно критиковать его за то, что не получается, и сравнивать с другими. Впрочем, перехваливать за посредственные результаты тоже не следует. Оценивайте усилия и старания ребенка, а не результат как таковой. Старался, хотел, чтобы получилось хорошо – молодец. Не получилось, не далось, не твое – ничего страшного.

У психолога Михаила Лабковского есть такая фраза: «Лекции о воспитании детей, советы психологов и педагогов по поводу отношений в семье эффективны и имеют смысл исключительно в том случае, если сами родители психологически благополучны или хотя бы стабильны». Поэтому в идеале родители должны быть и с адекватной самооценкой, и психологически благополучными.

Лепить ли из ребенка гармонично развитую личность?

– Признаюсь, идея гармонично развитой личности мне не по душе. Уникумы, конечно, есть, но я не думаю, что эту гармонию можно впихнуть в человека насильно. Самое большое заблуждение, что со слабыми сторонами нужно что-то делать. Зачем? Лучше научиться максимально использовать свои сильные стороны.

А развивать то, чего нет, — пустая трата сил и времени, – рассуждает Максим Бодиков и приводит пример.

– Вот у меня высокая скорость переключения внимания, это моя сильная сторона. Однако устойчивость внимания у меня низкая, поэтому я быстро устаю от монотонной работы – это моя слабая сторона. У меня был выбор: развивать усидчивость и тренировать работоспособность при выполнении монотонной работы или использовать высокую переключаемость. Я предпочел пользоваться сильной стороной. Поэтому школьные домашние задания выполнял так: сначала писал несколько предложений по языку, потом читал несколько абзацев литературы, затем решал одну задачу по математике и возвращался к языку, то есть все задания делал циклично, переключаясь на следующее не тогда, когда предыдущее было выполнено на 100%, а когда надоедало его делать. В университете учился так же, да и сейчас работаю, опираясь на свою сильную сторону: одновременно отвечаю на ваши вопросы, общаюсь на форуме, пишу статью на сайт, корректирую главу из книги.

Все равно у каждого человека есть только несколько черт, которые его характеризуют, являются стержневыми.

То же самое касается и способностей. Значительно интересней общаться с мастером в каком-то одном деле, развившим какую-то способность до уровня выше среднего, чем с «вообще эрудированным человеком», который во всех своих способностях «середняк».

Как определить, здоровая ли у ребенка самооценка

– Начнем с того, что норму в принципе обнаружить очень сложно. Можно заметить, что у ребенка самооценка неадекватная. Когда он боится что-то делать, либо говорит, что в чем-то недостаточно хорош, а вы видите, что у него получается замечательно, – самооценка занижена. Если наоборот, то завышена.

Но вообще, самооценка относится к разряду критических способностей мышления человека, а значит, судить о ней можно только тогда, когда эти критические способности разовьются в достаточной степени. В настоящее время считается, что это возраст 9+ лет. Ранее невозможно диагностировать у ребенка самооценку как таковую, поскольку она еще только формируется. Родителям детей младше 9 лет важно научиться правильно выражать им свою любовь и поддержку, а также критику, и тогда с самооценкой у ребенка все будет хорошо, – уверен психолог.

Беседовала Ирина Барейко
Оригинал статьи: http://www.interfax.by/article/1212090

Оставьте комментарий

Войти с помощью: