Сенсорное воспитание


сенсорное воспитаниеЕсли о том, что такое раннее развитие ребенка пояснять уже не нужно, то такое сочетание, как «сенсорное воспитание» все еще остается для многих новым и непонятным. 

Сенсорное воспитание – это развитие у ребенка способностей к чувственному познанию мира: осязанию,  слуху, зрению, обонянию, чувству вкуса.

Казалось бы, это обычные человеческие способности восприятия мира, и сделать с ними ничего нельзя, они просто есть.

Но это не совсем так. Любая способность, которая есть у человека, со временем может быть развита в талант. Хороший слух может в перспективе стать безукоризненным музыкальным слухом, развитое зрение может  превратиться в уникальную способность к цветопередаче художника, обоняние – основной инструмент парфюмеров и флористов, развитое чувство вкуса просто необходимо  поварам, дегустаторам.

Развитие каждого органа чувств тесно связано с развитием коры полушарий головного мозга.


Стимулируя органы чувств, мы тем самым стимулируем наш мозг к совершенствованию и развитию


Непосредственно о развитии ребенка мы писали в статье: «Зона ближайшего развития».

Сенсорное восприятие – это сигналы, которые получает наш мозг, а чем больше и разнообразнее эти сигналы, тем лучше для нашего развития.

Не стоит отделять развитие сенсорного восприятия вашего ребенка от его общего воспитания. Они идут бок о бок и приводят к одному результату – социализации.

Несмотря на то, что многие игрушки, которые сейчас продаются, имеют пометку  «для развития сенсорного восприятия, сенсорного воспитания», нет необходимости выдумывать что-то новое.

При воспитании осязательных ощущений следует обратить внимание на  восприятие формы и размера, восприятие текстуры, восприятие температуры, восприятие плотности.

Для развития осязания ребенку просто нужно почаще разрешать трогать различные предметы. Но, в отличие от стихийного «трогания», малышу необходимо объяснять, что конкретно он трогает, или акцентировать его внимание на некоторых особенностях того предмета, который находится у него в руках.

— Потрогай, какой шершавый (гладкий/мягкий/твердый/деревянный) и т.д.

Можно сделать ребенку «сенсорные ладошки»: вырезать из различных тканей (хлопка, бархата, кожи и др.), бумаги ладошки. Давая ребенку трогать каждую из ладошек, называйте материал.

Из подручных материалов можно также самостоятельно сделать ребенку сенсорное панно. Для этого потребуются: косточки различных фруктов и ягод (абрикосовые, вишневые, арбузные), пуговицы разных размеров, крупы (гречка, рис, горох, манка) и картонная коробка. Используя клей ПВА и собственную фантазию, приклеиваем подготовленные материалы на дно коробки.

Ребенку будет не только интересно прикасаться к различным материалам, но и полезно: развивается мелкая моторика ребенка, а вместе с ней и речь ребенка. Это связано с тем, что речевые центры головного мозга находятся с центром мелкой моторики. Таким образом, давай ребенку различные сенсорные стимулы, мы убиваем сразу двух зайцев.

Также стоит рассказывать о фигурах, с которыми знакомится ребенок, достаточно просто называть их, в будущем ребенок обязательно их запомнит.

При развитии слуховых ощущений можно разделить музыкальный и бытовой слух.

Основной способ – это насытить мир ребенка звуками, которые не являются повседневными и привычными. Очень важно оберегать малыша от излишне громких или резких звуков, которые могут испугать его или негативно сказаться на его здоровье. Наиболее благоприятными в плане развития слухового восприятия являются звуки природы, а также звучание различных музыкальных инструментов, классическая музыка. Прогуливаясь с ребенком на улице, акцентируйте внимание ребенка на окружающие его звуки: «Птичка поет», «машина сигналит», «листья шуршат».

При развитии зрительного восприятия основной упор следует сделать на различение цветов и формы.

В этом вам помогут яркие картинки и детские раскраски.

Для развития обоняния и вкуса может помочь игра, при которой с завязанными глазами ребенку предлагается угадать, что он съел, или что ему дают понюхать.

Чаще всего сенсорное воспитание детей происходит неосознанно, без непосредственного, направленного участия в нем взрослых. Для того, чтобы сделать жизнь вашего ребенка более наполненной, достаточно время от времени обращать его внимание на каждодневные вещи, которые наполняют его мир.

Считается, что оптимальным возрастом для сенсорного воспитания и развития сенсорного восприятия у ребенка является возраст после двух лет, поскольку ребенок уже достаточно неплохо понимает речь, и может давать однозначную вербальную обратную связь. Однако центры раннего развития предлагают развивающие занятия для детей уже с 6 месяцев.

Но для развития способностей к познанию мира не бывает слишком раннего возраста, или возраста, когда уже слишком поздно. Развивать сенсорные особенности вашего ребенка вы можете с самого его рождения. Да и для себя лично вы можете открыть много нового в мире, который вас окружает, прикоснувшись к нему, или попробовав его на вкус.

Если у вас возникают вопросы по развитию и воспитанию вашего ребенка, приходите на консультацию психолога по воспитанию, мы знаем, как вам помочь.

Оставьте комментарий

Войти с помощью: