Ребенок ходит в школу как на каторгу. Что делать обеспокоенным родителям?


05.12.2016 | Автор: interfax.by

Какие родительские ошибки и упущения в воспитании детей приводят к проблемам в школе? Как пробудить у ребенка интерес к учебе? Что предпринимать, если ему не даются отдельные предметы? Как поддерживать неуспешного школьника? На вопросы портала interfax.by ответил семейный психолог Максим Бодиков.   

Проблемы в учебе, многоликие и разные, и зоны родительского влияния

– Давайте определимся с тем, что мы понимаем под «проблемами в учебе». Для большинства родителей такими проблемами могут выступать: низкие отметки по некоторым предметам, отсутствие мотивации к учебе, конфликты с одноклассниками и учителями. У каждой из этих «проблем» могут быть свои причины, и они не всегда связаны с поведением родителей.

То, на что родители чаще всего влияют:

  • проявление чрезмерной тревожности и гиперопека в адрес ребенка – ответное проявление тревожности, отсутствие инициативы;
  • отсутствие четких границ и потакание ребенку в его прихотях и желаниях – сложность в установлении правил поведения, конфликты с одноклассниками и учителями;
  • проявление завышенных требований и слишком высокие ожидания от ребенка – формирование низкой самооценки, как следствие – низкая успеваемость;
  • чрезмерная «подготовленность» ребенка к школе: все, что проходят в 1-2-м классе, он уже знает и поэтому становится невнимательным и несобранным во время занятий.

 

Причины низкой успеваемости и варианты родительской помощи

– Отдельные школьные дисциплины могут не даваться ребенку по следующим причинам:

  • склад ума, определяющий склонность к гуманитарным либо точным наукам;
  • материал плохо структурирован и неудобен для запоминания;
  • материал (предмет) непонятен;
  • предмет слишком абстрактен, и конкретный ребенок еще не готов к усвоению подобного материала;
  • конфликт с учителем, учитель неприятен, ребенок боится учителя.

Есть дети, у которых, при отсутствии ярко выраженных гуманитарных или математических способностей, примерно одинаковые успехи во всех школьных предметах. В этом случае родителям имеет смысл помогать ребенку разбираться в сложных или непонятных моментах. Для того чтобы эта помощь была эффективной, важно соблюдать 2 правила:

  1. оказывать помощь только по прямому запросу ребенка, т.е. он должен сам подойти и попросить ему помочь;
  2. не делать задание за ребенка, а своими вопросами либо решением подобной задачи помогать ему усвоить необходимые знания и самому понять, каким образом следует выполнять конкретное задание.

Помощь в усвоении материала может сводиться к объяснению, для чего ребенку необходимы знания именно по этому предмету.

Есть дети, у которых преобладание либо гуманитарных, либо математических способностей ярко выражено уже во 2-3-м классе. При таком раскладе легче махнуть рукой на предметы, которые ребенку не по зубам, и сосредоточиться на том, что дается. Когда ребенок почувствует, что он более успешен в каких-то дисциплинах, то сам будет уделять им больше внимания.

Лучшее, что могут сделать родители типичного гуманитария или технаря, – не мешать развиваться преобладающим способностям. Ведь почему у многих людей имеющиеся способности остаются в зачаточном состоянии или не проявляются в полной мере? Потому что время и усилия, которые требовались для их развития в детстве, тратились на подтягивание «хвостов» и устранение провалов в знаниях тех предметов, которые не вызывали интереса. Например, вместо того чтобы развивать способность к языкам, ребенок с гуманитарным складом ума был вынужден корпеть над физикой и химией.  

Направлять и рекомендовать какие-то дополнительные секции, кружки, занятия, конечно, можно. Но лет с 12-13 ребенок уже вполне способен самостоятельно определиться с тем, что и как он будет развивать, чем он хочет заниматься.

Лучшая профилактика школьной неуспеваемости – правильная мотивация на обучение

– Начиная класса с 5-го на первое место выходят не столько способности, сколько мотивация ребенка. Это связано, во-первых, с тем, что в начальной школе почти все предметы ведет один педагог, и ребенок привыкает к конкретному человеку и его манере преподавания. Кроме того, само обучение сильно персонализировано. С 5-го класса количество учителей значительно увеличивается, и школьнику приходится привыкать к новым людям и новой манере изложения различных предметов.

Во-вторых, ребенок вступает в период полового созревания, у него появляются дополнительные приоритеты, мотивы и желания. Включается «биологическая программа», которая вовсе не направлена на получение высоких отметок в школе. И сохранить направленность на обучение можно только при условии, что у ребенка сформирована достаточно сильная мотивация для учебы. Для этого ребенок должен озадачиться вопросом: «Для чего я учусь?». Как только он найдет ответ, проблем с обучением, успеваемостью и контролем уже не будет.

Мотивация – это совокупность внешних и внутренних факторов, которые побуждают человека прикладывать усилия для достижения каких-то целей. Соответственно, мотивация к учебе может быть внешней и внутренней. Внешняя мотивация – это отметки, похвала или наказание родителей, подарок в конце четверти, реакция учителя. Внешняя мотивация менее эффективна, чем внутренняя, и по мере взросления ребенка постепенно утрачивает свою важность для него.

Внутренняя мотивация – это внутренняя причина ребенка учиться. Она более весома, нежели внешняя мотивация. Для того чтобы помочь ребенку сформировать его внутреннюю мотивацию, а не навязывать свою, взрослым необходимо задавать наводящие вопросы. И запастись терпением, ожидая, когда ребенок сам найдет ответы. Кроме того, было бы здорово, чтобы сами родители демонстрировали пример внутренней, а не внешней мотивации на выполнение действий. («Я работаю, потому что получаю от этого удовольствие» – правильная внутренняя мотивация; «Я работаю, потому что в противном случае у нас не будет денег на еду» – неправильная внешняя мотивация.)

Пример неправильной внешней мотивации на обучение: «Учись хорошо, и в конце четверти я тебе куплю…» Причины быть прилежным в следующей четверти у ребенка нет. Или: «Получишь высокую отметку, и тогда…» – внешняя мотивация, направленная на оценивание, а не на получение знаний.

Как поддержать ребенка, испытывающего проблемы с учебой

– Прежде всего замечу, что проблемы с учебой являются проблемами только тогда, когда ребенок по этому поводу переживает. Один школьник может получать двойки и в ус не дуть. А другой будет мучиться и страдать из-за того, что ему никак не удается стать круглым отличником.

В зависимости от типа темперамента и особенностей личности эта поддержка может быть очень разной. Если родитель замечает, что ребенок переживает (и не обязательно только из-за учебы), и помогает ему выговориться, поделиться своими переживаниями, то это уже будет замечательно. Важным элементом поддержки будет совместный поиск решения вместе с ребенком, а не решение ситуации за него.

Как родителям справиться с собственными негативными переживаниями из-за школьных неуспехов ребенка

– Если недостаточная успеваемость ребенка вызывает у родителей недовольство, разочарование, стыд, то это указывает на отсутствие у них безоценочного принятия сына или дочери, ориентирование на внешнюю оценку других людей и проблемы с собственной самооценкой. Переживание данных эмоций – веский повод обратиться к психологу, поскольку такие особенности личности родителей будут оказывать на будущую жизнь детей гораздо большее влияние, чем отметки, которые те получают в школе, – предупреждает Максим Бодиков.

Ирина Барейко
Читать полностью:http://www.interfax.by/article/1216890

Оставьте комментарий

Войти с помощью: