Одаренный ребенок


одаренный ребенокОдарённый ребенок, гений, вундеркинд… Какие ассоциации вызывают у вас эти слова? Отличный от других? Лучший? Способный? Мечтали ли вы во время беременности о том, чтобы ваш ребенок обладал какими-либо способностями? Кто такие одаренные дети?

Одаренными называют детей, которые, по оценке специалистов, в силу выдающихся способностей демонстрируют высокие достижения в одной или нескольких сферах: интеллектуальной, творческого или продуктивного мышления, организаторской, художественной, спортивной и др.

Чаще всего родители одаренных детей отмечают следующие особенности:

  1. Ранняя речь и большой словарный запас.
  2. Необычайная внимательность («Она все замечает!»)
  3. Ненасытное любопытство («Куда он только не влезет!»)
  4. Отличная память («Она после двух раз все сказки слово в слово повторяет»).

Психологи считают, что одаренность определяется 3 взаимосвязанными параметрами: опережающим развитием  познания, психологическим развитием и физическими данными.

  В познавательной сфере это проявляется в чрезвычайной любознательности, способности следить за несколькими процессами одновременно, активно исследовать окружающее, воспринимать связи между явлениями и делать соответствующие выводы, создавая в воображении альтернативные системы, и т. д. Превышение средневозрастных норм на стадии «приема» информации сочетается с отличной памятью и ранним языковым развитием, способствующими накапливанию и интенсивному использованию большого количества информации. Кроме того, одаренных детей нередко отличают сосредоточенность и большое упорство в решении поставленных задач, изобретательность и богатая фантазия. Как правило, они обладают развитым чувством юмора, любят смешные несоответствия, игру слов, шутки.

О зоне ближайшего развития вы можете прочитать в статье: «Зона ближайшего развития».

В психологическом развитии им не достает эмоционального баланса, они бывают нетерпеливы, порывисты, гипердинамичны, часто им свойственны преувеличенные страхи и повышенная уязвимость. В качестве отличительных черт одаренных детей иногда отмечают или сравнительно относительную неравномерность развития различных психических функций (например, развитие координации движений может отставать от развития познавательных способностей) и др.

К физическим параметрам одаренности относят повышенный энергетический уровень (длительность сна, например, у них меньше, чем у сверстников).

Способности ребенка в немалой степени затрагивают и его родителей. С первыми проблемами родители сталкиваются вскоре после рождения одаренного ребенка. Его повышенная активность доставляет родителям немало неудобств: проблемы со сном, едой делают жизнь родителей достаточно непростой. Затем начинаются трудности, связанные с повышенной познавательной активностью одаренного малыша. Такая активность имеет много неприятных последствий: сломанные телефоны и электроприборы, разобранные часы и швейные машинки – все, что попадает под руку одаренному ребенку, может стать предметом его ненасыщаемого любопытства. Эта черта вызывает неудовольствие родителей.

Зачастую, родители маленьких гениев пытаются эксплуатировать их способности. Достаточно вспомнить Амадея Моцарта, которого родители заставляли гастролировать с трехлетнего возраста и лишили его тем самым нормального детства. Идеальная родительская реакция должна лежать где-то посредине между игнорированием и эксплуатацией способностей ребенка. Всегда нужно помнить о том, что одаренный ребенок, имея недетские таланты, все же остается ребенком и родители должны обеспечить ему счастливое детство: реализовать его потребность в безопасности, общении, любви, свободе выбора.

«…Практически всю беременность я готовилась к этому состязанию. Только и думала о том, как обеспечу своему ребенку самое гармоничное развитие, самую престижную школу, самый высокий в мире IQ и вообще все самое-самое. Я собиралась им заниматься. А пока серьезно и усердно к этому готовилась. То есть прочла гору трудов, посвященных психологии раннего детства. Я готова была писать карточки с цифрами и развешивать по дому таблички с надписями «дверь», «стена», «окно», готова была поливать своего будущего ребенка холодной водой и читать ему вслух Гомера… В общем, готова была делать что угодно, лишь бы дать ему возможность развиваться гармонично. Пока однажды, примерно за месяц до родов, не спросила себя: а зачем, собственно, я собираюсь все это делать? Честный ответ ошеломил даже меня: хочу произвести впечатление. Причем сразу на всех, включая саму себя и своего еще не рожденного кроху.

Сейчас я думаю, что выбранный мною путь негласно назывался: «Я вам всем покажу!». Вы еще вздрогнете от зависти. В год он будет сочинять стихи, в три — писать прозу, в пять докажет какую-нибудь теорему, в шесть научится виртуозно играть на скрипке… Глупость моих двадцати лет заключалась в желании доказать окружающим нечто посредством успехов своего ребенка, мудрость — в том, что я смогла себе в этом честно признаться…»

В каждом человеке скрыты безграничные возможности, важно уметь их во время разглядеть и реализовать.

Удачи вам в познании себя и вашего маленького гения.

Если у вас есть вопросы по воспитанию детей, записывайтесь, мы знаем, как вам помочь.

С уважением, Елена Бодикова

Анкета для определения способностей вашего ребенка.

С помощью этой анкеты, включающей исследование различных специальных способностей, вы можете выяснить, какими из них обладает ваш ребенок. Ниже перечислены восемь областей, в которых ребенок может проявить свои таланты, и даны их характеристики.

Как пользоваться анкетой.

  1. Внимательно прочитайте вопросы.
  2. Дайте оценку каждому из качеств в баллах (по 5-балльной системе):

5 баллов — такое качество сильно выражено у вашего ребенка;

4 балла — выражено выше среднего;

3 балла — выражено средне;

2 балла — слабо выражено;

1 балл — совсем не выражено.

  1. Суммируйте баллы по всем качествам внутри каждой из областей. Общее количество набранных баллов внутри каждой области разделите на число вопросов в этой области.
  2. Попробуйте составить графическое изображение способностей вашего ребенка. Для этого на горизонтальной оси обозначьте восемь областей способностей, на вертикальной отметьте полученный для каждой из них средний балл. Вы получите ломаную линию — профиль способностей вашего ребенка.

Эта анкета — своего рода опорная схема для наблюдений за ребенком. Предлагаемые характеристики способностей помогут вам при анализе его поведения, умственного и физического развития. Конечно, анкета не исчерпывает всех особенностей поведения ребенка. Если вам покажется необходимым, добавьте собственные характеристики его способностей.

Способности к занятию научной деятельностью.

  1. Выражает мысли ясно и точно (устно или письменно).
  2. Читает книги, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год-два.
  3. Обладает хорошей способностью к пониманию абстрактных понятий, установлению обобщений.
  4. Обладает хорошей сенсомоторной координацией (отлично фиксирует то, что видит, и четко записывает то, что слышит).
  5. После уроков любит читать научно-популярные журналы и книги.
  6. Не унывает, если проект или новая идея не поддержаны учителями, родителями или если его эксперимент не удался.
  7. Пытается выяснить причины и смысл событий.
  8. Проводит много времени над созданием собственных «проектов»: конструированием, построением, собиранием.
  9. Любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается над этим.
  10. Пластичен и открыт всему новому, не зацикливается на старом. Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не использует уже испытанные варианты, не боится новых попыток, всегда проверяет новые идеи и только после экспериментальной проверки может от них отказаться.

Итого_____

Музыкальные способности.

  1. Очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодии, всегда вслушивается в них.
  2. Хорошо поет.
  3. В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств.
  4. Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, где можно послушать музыку.
  5. В пении или музыке выражает чувства, свое состояние.
  6. Сочиняет оригинальные, свои собственные мелодии.
  7. Хорошо играет на каком-нибудь инструменте.

Итого_____

Технические способности.

  1. Хорошо выполняет задания по ручному труду.
  2. Интересуется механизмами и машинами.
  3. В мир его увлечений входит конструирование машин, приборов, авиамоделей, поездов, радиоприемников.
  4. Может легко чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек, приборов.
  5. Разбирается в капризах механизмов, любит загадочные поломки и вопросы на «поиск».
  6. Любит рисовать чертежи и наброски механизмов.
  7. Читает журналы и статьи о создании новых машин и механизмов.

Итого_____

Литературное дарование.

  1. Может легко построить рассказ, начиная с завязки и заканчивая разрешением какого-либо конфликта.
  2. Привносит что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то знакомом и известном всем.
  3. Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляя главное и наиболее характерное.
  4. Рассказывая о чем-то, умеет придерживаться выбранного сюжета, не теряет основной мысли.
  5. Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональное состояние героев, их чувства.
  6. Умеет передавать такие детали, которые важны для понимания события, и в то же время не упускает основной линии событий, о которых любит рассказывать.
  7. Любит писать рассказы и стихи.
  8. Изображает в рассказах своих героев очень живыми, передает их чувства, настроение, характер.

Итого_____

Артистические способности.

  1. Легко входит в роль другого персонажа, человека и т.д.
  2. Понимает и хорошо изображает конфликт, когда имеет возможность разыграть какую-то драматическую ситуацию.
  3. Передает чувства через мимику, жесты, движения.
  4. Стремится вызвать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-то с увлечением рассказывает.
  5. С большой легкостью передает чувства и эмоциональные переживания.
  6. Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека.
  7. Интересуется актерской игрой.

Итого_____

Способности к спорту.

  1. Энергичен и производит впечатление ребенка, который нуждается в большом объеме физических движений, чтобы чувствовать себя счастливым.
  2. Любит участвовать в спортивных играх или соревнованиях.
  3. Постоянно преуспевает в каком-нибудь виде спортивной игры.
  4. Бегает быстрее всех в классе.
  5. Лучше других координирован в движениях, двигается легко и грациозно.
  6. Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.
  7. Предпочитает проводить свободное время, играя в хоккей, баскетбол, теннис, футбол.

Итого_____

Интеллектуальные способности.

  1. На занятиях все легко и быстро схватывает.
  2. Обладает чувством здравого смысла и использует знания в практических повседневных ситуациях.
  3. Хорошо и ясно рассуждает, не путается в мыслях.
  4. Улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием.
  5. Хорошо понимает недосказанное, догадывается о том, что часто прямо не высказывается взрослым, но имеется в виду.
  6. Устанавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения.
  7. Быстро запоминает услышанное или прочитанное без специального заучивания, не тратит много времени на повторение того, что нужно запомнить.
  8. Знает много о таких проблемах и событиях, о которых его сверстники и не догадываются.
  9. У ребенка богатый словарный запас, он легко пользуется новыми словами, точно выражает свою мысль.
  10. Любит книги, которые обычно читают не сверстники, а дети старше на год-два.
  11. Решает сложные задачи, требующие умственного усилия.
  12. Задает много вопросов. Интересуется многим и часто спрашивает об этом взрослых.
  13. Обгоняет своих сверстников по учебе на год или два, то есть реально должен бы учиться в более старшем классе, чем учится сейчас. Часто скучает на уроке из- за того, что учебный материал уже хорошо знаком ему из книг, журналов, рассказов взрослых.
  14. Оригинально мыслит и предлагает неожиданные ответы, решения.
  15. Очень восприимчив, наблюдателен, быстро реагирует на новое и неожиданное.

Итого_____

Художественные способности.

  1. На его рисунках — большое разнообразие предметов, ситуаций, людей (нет однообразия в сюжетах).
  2. Серьезно относится к произведениям искусства. Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, необычную скульптуру, красиво и художественно выполненную вещь.
  3. Оригинален в выборе сюжета, составляет своеобразные композиции из цветов, рисунков, камней и т.д.
  4. Всегда готов использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушки, картины, рисунка, композиции, в строительстве на игровой площадке, в работе с ножницами, клеем.
  5. Когда имеет свободное время, охотно рисует, лепит, создает вещи, имеющие художественное значение (украшения для дома, одежды и т.д.).
  6. Прибегает к рисунку и лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение.
  7. Интересуется произведениями искусства, созданными другими людьми. Может высказать собственную оценку пытается воспроизвести то, что ему понравилось, на своем рисунке или в сделанной своими руками игрушке, скульптуре.
  8. Любит работать с пластилином, глиной, дающими возможность изображать увиденное в трех измерениях.

Итого_____

 

Оставьте комментарий

Войти с помощью: